МА'ТКА

Балка, опора для пола или (чаще) потолка.

Посерёдке бревно крепкое, опора всей крыши, настила – и есть ма'тка. «Ма'ткой» много всего зовут. Матки бывают и половые, и наверху. Всю тяжесть выдерживают (п. Белый Яр, Верхнекетский р-н, Томская обл., 1980)

А нынче мухи опе'ть кру'тются перед ма'ткой, быть покойнику (с. Инкино, Колпашевский р-н, Томская обл., 1972)

А свадьбы так справляли. Приходят сваты́ . Сватья садится под маткой. (Нарым, 1983)

Да, так раньше строили, это ма'тка. Этот дом построенный… так. В шестидесятом году этот дом построенный, даже раньше, от. А тогда же так вот эти и ло'жили. [«Ма'тка»?] «Ма'тка» называется, да, в старых домах везде так. У всех, вот пройди, это все дома здесь старые и везде так в старых домах. [А она для чего-то нужна?] Ну как, а доски-то на ней лежат. [А почему «ма'тка» называется, интересно?] Не… [усмехается] ну, «ма'тка» называется, вот так, вот так называют, «ма'тка» (п. Тогур, Колпашевский р-н, Томская обл., 2016)

Меня сватали - под матку садились, искали-искали матку, зашли - смотрят: где же матка? Тёть Катя Батурина. Ха-ха. Уселась под матку. [И что говорят?] Ну-у-у: «У нас купец, у вас - товар». (с. Парабель, 2012)

Это интересно:

Согласно словарю «Славянские древности», матка – не только физический, но и символический центр избы. Она обозначала границу между своим и чужим пространством, одновременно служа связующим звеном между этим миром и миром «тем» (потусторонним, миром духов и богов). Матка была задействована во многих обрядах. Например, на ней оставляли часть обрядовой пищи для домового, под матку вставала сваха при сватовстве и т.д. 1)


Вернуться к разделу

Возврат на главную

1)
Узенёва Е. С. Матица Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 201–203.