КЕРЖА'К

Старообрядец.

Веры я кержацкой. Когда Никон погнал, по Кете’-реке спасались. Никон нача’л всякие ереси творить, это годов двести назад. Он ведь и за венчание, и за крещение ребёнка, и за похоро’ны деньги брал. А по-нашему – грех это. Вот кержаки много изменили. Кержаки не молятся в це’рквах. Я в церкве была, а молиться не молилась. (д. Луговская, 1974)

[А церковь у вас где?] Церьковь? Церьковь в Ярско'м была, а в Батурино была церковь для кержаков. Вот у меня отец, например, кержа'к, я – кержа'чка. [А это кто так называется?] Старовер. Староверы, их кержака'ми называли. Река Киржа была, они туда уходили-то. У меня отец был, а мать <ниржская>. … Вот они у меня, этот дедушка кержа'ки. И, вот, сначала у них была, эта, как его, кержа'тска церковь в Ипа'тово. Это Ипа'тово между Луча'ново, Бату'риным, вот. А потом – в Бату'рино. Поп у них приехал с этого, с… господи, как его, с Перми, с Пермской области. (с. Вершинино, Томский р-н, Томская обл., 2013)

Они, они ссс… кержаки' были. Старообрядцы. <…> Они как-то… они отдельно жили. У их заде… [Угу. Скит у них был, да?] Они где-то отдельно… в лесу жили. У них дома были. Они сами тяпкой землю обрабатывали, сами сеяли и жернова, мололи, всё они. Потом колхоз, их… оттудова всех переселяли в деревню. Дак они не хотели! Дак потом всё равно они не в самой деревне, а ворота, за ворота… все в кучу построились.Но… они тоже таки' верующие были. Не матерились, не курили. А один парень материл… ну не матерился, ну курил. Но гори'м: «Миша, ты чё это… куришь? Кержаки' же не курят». – Ну старообрядцев кержаками это. – «У! Щас всех кержаков переделали… на лешаков». [Общий смех] Кержаков, гыт, переделали на лешаков. Но некоторые соблюдали, родителей слушали, а он… вот такой был. Ну они верующие были, у них ико-онок много было. К ним зайдёшь – они чем попало не будут, из ковша нальют в свой этот, не знаю как… Свою посуду они не давали. (д. Петрово, Томский р-н, Томская обл., 2008)

Мы всякие пели. В Нарыме пели мы разны и мы там кержакам всегда, прогяγивали они шибко. Люди ж все везли, что было с собой, продавали, променивали, чтоб кормить-то, дак мы: Кержаки, ребяты славны, Не такие, как мы. За ведро картошек купят Полушубок и пимы. За ведро картошек. Полушубок хороший и пимы. Две кержачки на крылечке Выбивали трепака. Шаль пуховую купили За бутылку молока. (д. Халдеево, Томский р-н, Томская обл., 2007)

Это интересно: Слово отражает региональное своеобразие, т.к. староверы бежали в Сибирь от преследований власти. В Томской области местами проживания кержаков были сёла Чановка, Шаламовка Парабельского района,Чумакаевка Бакчарского района, в Кемеровской области - село Максимово Крапивинского района и др. Старообрядцы в Сибири сохраняли традиционный уклад жизни. Г.Н. Стариковой на основе дневниковых записей одного из членов старообрядческой общины, сделанных в 1915-1923 гг., составлен "Старообрядческий словарь"

Обозначение происходит, вероятно, от названия реки Ке'рженец (левый приток Волги).1)

У вас родители ― кержаки? ― Нет. Почему ты так решил? ― Строгие-то… Попрут еще. Я, например, курю. (В.М. Шукшин. Калина красная, 1973 г.)

К данному слову восходят фамилии Керженцев и Кержаков. Футболист Александр Кержаков в 2020 г. возглавил томский футбольный клуб «Томь».


Вернуться к разделу

Возврат на главную

1)
Аникин А.Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. Москва; Новосибирск: Наука, 2000.