Ряженый
Рожество' от четырнадцатого по-новому ворожили. В дом молодёжь наряжалась в шулюка'ны: кто махрявый, кто какой.«Эх, на хлеб на соль, на угольну лучину». Кто солому в рот наберёт, кто частокол наберёт. (1983, с. Баткат, Шегарский район, Томская область).
ШУЛЮ'КАНО
Ряжение
Шулю'кано – это кода' переодеваются, ря'дются, потом захо'дют в и'збу, начинают плясать, песни петь, с краю на край по деревне бегают. (1963, Деревня Елгай, Кожевниковский район, Томская область).
Это интересно: исходная семантика слова, связанная с обозначением злого духа, который появляется из воды накануне Рождества или Нового года, а после Крещения уходит обратно в реку или прорубь 1), в среднеобских говорах, видимо, утрачена. Однако память об этом сохранилась в широко распространённом обряде в канун Крещения ставить крестики на стенах и дверях, а также в номинации ряженых.
Слово может использоваться также для характеристики грязного, неопрятного человека:
Ты как шулюка'н грязный да махрявый. (Каргала, 1958)
Шулю'кан иде'тый плохо, всё отец говорил на ребятишек, на взро'слав так не говорили. (Каргала, 1958)
В.П. Давно'шный халатик у тебя.
А.П. Тамарин, аγа. Наздева'юсь, как шулю'кан. (Вершинино, 1995) 2)