**ШУЛЮ'КАН, ШУЛЮКА'Н** {{:ряженый.png?direct&200 |Шулюкан}} Ряженый //Рожество' от четырнадцатого по-новому ворожили. В дом молодёжь наряжалась в шулюка'ны: кто махрявый, кто какой.«Эх, на хлеб на соль, на угольну лучину». Кто солому в рот наберёт, кто частокол наберёт. (1983, с. Баткат, Шегарский район, Томская область).// **ШУЛЮ'КАНО** Ряжение //Шулю'кано – это кода' переодеваются, ря'дются, потом захо'дют в и'збу, начинают плясать, песни петь, с краю на край по деревне бегают. (1963, Деревня Елгай, Кожевниковский район, Томская область).// **Это интересно:** исходная семантика слова, связанная с обозначением злого духа, который появляется из воды накануне Рождества или Нового года, а после Крещения уходит обратно в реку или прорубь ((Славянские древности: этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. Т. 5. С. 583-585)), в среднеобских говорах, видимо, утрачена. Однако память об этом сохранилась в широко распространённом обряде в канун Крещения ставить крестики на стенах и дверях, а также в номинации ряженых. Слово может использоваться также для характеристики грязного, неопрятного человека: \\ //Ты как шулюка'н грязный да махрявый.// (Каргала, 1958) \\ // Шулю'кан иде'тый плохо, всё отец говорил на ребятишек, на взро'слав так не говорили.// (Каргала, 1958) //В.П. Давно'шный халатик у тебя.\\ А.П. Тамарин, аγа. Наздева'юсь, как шулю'кан.// (Вершинино, 1995) (([[ http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000470359|Полный словарь диалектной языковой личности / Под ред. Е.В. Иванцовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. Т. 4.]] С-Я.С. 341)) [[среднеобский_говор:тема_гадания|Вернуться к разделу]] //[[среднеобский_говор:один_день_из_жизни_сибирской_крестьянки|Возврат на главную]]//